Главная » Файлы » Материалы для самостоятельной работы » Введение в специальность

Ситуации успеха на уроках физической культуры
23.05.2014, 16:22

А.Е. Митин, С.О. Филиппова

 

Создание ситуаций успеха

на уроках физической культуры

(методическая разработка)

 

 

В 1991 году вышла книга «Ситуация успеха. Как ее создать». В книге автор - доктор педагогических наук, профессор Август Соломонович Белкин - на основе экспериментальной работы в школах г. Свердловска и Свердловской области раскрыл возможности создания педагогически оправданных ситуаций успеха в учебной деятельности школьников, способствующих развитию творческой личности.

А.С. Белкин в своем исследовании отмечал следующее.

«Успех или неуспех в деятельности определяет ведущие тенденции раз­вития.

Здесь нужно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуа­ция - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - резуль­тат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организо­вать; пере­живание же радости, успеха - нечто более субъективное, скрытое в значи­тельной мере от взгляда со стороны. Задача в том и состоит, чтобы дать воз­можность пережить радость достижения, осознать свои возможно­сти, пове­рить в себя.

Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюми­нутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все за­ви­сит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха мо­жет на­столько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего дви­жения лич­ности.

Успех - категория не абстрактная... Оптимально соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности.

В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе. Может меняться тот круг людей, мнением которых дорожит лич­ность, но суть успеха не меняется.

С психологической точки зрения успех - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стре­милась в своей деятельности, либо совпал с ее надеждами, ожиданиями (или, строго говоря, с уровнем притязаний), либо превзошел их. На базе этого со­стояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворе­ния, форми­руются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень само­оценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, по­стоянным, может начаться цепная реакция, высвобождаю­щая огромные, скрытые до поры возможности личности, несущая неис­черпаемый заряд че­ловеческой духовной энергии.

Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное соче­тание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различается успех и ожидания личности. Можно выде­лить три вида.

Предвосхищаемый успех. В основе его ожидания могут быть и обос­но­ванные надежды, и упование на какое-то чудо. Чудес, как известно, на свете не бывает. На пустом месте успех родиться не может.

Может повезти, если зоркий взгляд умного, наблюдательного заме­тит надежду и не даст повода для разочарования: поддержит, подготовит, убедит. Но может случиться и обратное. Это - беда. Это очень серьезно, последствия несовершившегося чуда бывают труднопредсказуемы. Убе­дившись в том, что их ожидания успеха не сбылись, они готовы винить кого угодно, только не себя.

Констатируемый успех. Фиксирует достижение, радуется ему. Важно, что он состоялся, что он сделал отличное настроение, дал возмож­ность пере­жить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день.

Обобщающий успех. Ожидание успеха становится постепенно устой­чивой потребностью. С одной стороны, это благо. Это - состояние уверенно­сти, защищенности, опоры на самого себя. С другой - опасность переоценить свои возможности, успокоиться.

Но ясно одно: неуспех (собственный, разумеется) любить нельзя, ра­дость он не приносит, но уважать его следует.

Он всегда возможен, он даже неизбежен, без него успех теряет свою радостную сущность. Лишь глубина неуспеха помогает нередко человеку во­обще постичь всю глубину успеха.

Трудно переоценить стимулирующую роль неуспеха в целом ряде си­туаций. Успех может разложить личность, неуспех - формировать его лучшие качества. Одно без другого не существует, точнее, не должно су­ществовать.

Успех всегда имеет две стороны. Одна - сугубо индивидуальное пере­живание радости, личностное, субъективное. Другая - коллективная оценка достижений личности, отношение окружающих к успеху члена коллектива, группы. Связь этих сторон несомненна и органична.

Радость успеха может носить сугубо личный, даже интимный харак­тер, если он может радоваться своим достижениям, «про себя», не считаясь с мне­нием окружающих. Радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. В этом смысле слово «разделенная» пра­вильно было бы заменить на «умноженная». Точно так же и неуспех, раз­деленный с кем-то, становится чем-то иным.

Самый оптимальный вариант: радость одного становится радостью других.

Мудрость в том и состоит, чтобы радость успеха не порождала чрез­мерное благодушие, а страх возможного поражения не парализовал волю».

 

На основе работ А.С. Белкина, 1991; В.А. Курочкина, 2004; В.В. Ястребова, 2004; О.В. Гладиной,  2009 и др. была разработана методика создания ситуаций успеха на уроках физической культуры в начальной школе, которая предполагала обеспечение следующих педагогических условий:

1. Доброжелательность. Создание атмосферы доброжелательности в классе в течение всего занятия, но особенно - в начале урока - при построении. Слагаемые атмосферы доброжелательности - улыбка, добрый взгляд, мягкие жест, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость по отношению к любому, кто совершил оплошность, допустил ошибку.

2. Снятие страха. Педагог выражает уверенность в то, что у занимающегося все получиться. Авансирование детей перед началом выполнения упражнения может снять психологическую зажатость.

3. Персональная исключительность. Педагог отмечает те особенности группы или отдельного ученика, которые позволяют ему выражать веру в достижение успеха. Основанием служит любое соответствующее достоинство школьника.

4. Осмысленность. Педагог должен объяснить занимающемуся смысл  предлагаемых действий: во имя чего? Ради чего? Зачем?

5. Инструктирование. Педагог дает указание на какую-то операцию деятельности, которая могла бы стать опорной для ребенка в исполнении заданного. Но, инструкция непременно должна носить скрытый характер, чтобы не задавить воображение, своеобразие ребенка, не навязать ему свой путь решения проблемы.

Одним из ключевых моментов методики было предоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения. Для выбора предлагались упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности. Учитель всем детям объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом.

Не менее важным являлось и предоставление ученикам права выбирать предоставлять будет он выполнять упражнение на оценку или нет. Что снимает напряжение у тревожных детей. Ученик самостоятельно выбирает, когда он хочет, чтобы его оценили, а когда он будет выполнять упражнение «просто так». Младшие школьники чаще всего выбирают вариант «на оценку». Позитивная поддержка учителя, подбадривание учащихся способствуют формированию у детей уверенности в собственных силах, повышению самооценки.

Наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетания педагогом репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь.

Например:

1. Назовите три способа, когда разученное движение может пригодиться в жизни.

2. Расскажите как (любой известный человек или сказочный герой) мог бы доказать что важно заниматься физической культурой.

3. Кем вы хотите стать? А как вам может помочь в профессии это упражнение?

Педагогу очень важно знать, какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня, и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит учащихся, подводя итоги урока, использование самооценки и взаимооценки детьми друг друга в течение урока.

В методику были включены типы ситуаций, предложенные А.С. Белкиным (1991):

1. Неожиданная радость. Неожиданная радость - это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. Приемы: «Лестница», «Даю шанс», «Исповедь».

 2. Общая радость. Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Приемы: «Следуй за нами», «Эмоциональный всплеск», «Обмен ролями», «Заражение», «Эврика», «Линяя горизонта».

А также их модификации, описанные в исследовании В.В. Ястребова (2004): а) «авансирование похвалой», имеющая своей функцией создание у младших школьников установки на необходимость занятий физической культурой; б) «неожиданная радость», имеющая своей функцией эффективное включение учащихся в занятия физической культурой; в) «высокий полет», ориентированная на включение учащихся в самостоятельные занятия физической культурой.

 

 

 

 

Технологические операции создания ситуации успеха

(на основе исследования А.С. Белкина, 1991)

 

Операция

Назначение

 

Речевая парадигма

1.

Снятие страха           

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.           

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».

2.

Авансирование успешного результата    

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справится с поставленной задачей. Это внушает ребенку уверенность в своих силах и возможностях.         

«Контрольное упражнение не сложное, мы с вами уже его много раз выполняли».

«У вас обязательно получится».

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3.

Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности

Помогает ребенку избежать поражения.

Достигается путем намека, пожелания.

«Возможно, лучше выполнить бросок с этого расстояния …».

«Не забудьте о движении ног…».

4.

Внесение мотива           

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.           

«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…».

5.

Персональная исключительность           

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.          

«Только ты и мог бы…».

«Только тебе это под силу…».

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».

6.

Мобилизация активности или педагогическое внушение

 

Побуждает к выполнению конкретных действий.           

«Нам уже не терпится начать соревнование…».

«Так хочется поскорее увидеть…».

7.

Высокая оценка детали           

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.          

«Тебе особенно удалось это движение».

«Больше всего мне понравилось…».

«Наивысшей похвалы заслуживают твои действия в защите…».

 

 

 

Категория: Введение в специальность | Добавил: Filiso
Просмотров: 1861 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: