Главная » Файлы » Материалы для самостоятельной работы » Введение в специальность

Урок толерантности
[ Скачать с сервера (3.59 Mb) ] 23.05.2014, 21:12

Через толерантность в спорте к толерантности в обществе: урок для школьников средних классов / сост.: С.О. Филиппова, А.Е. Митин; РГПУ им. А.И. Герцена, ФК Зенит. - СПб., 2013. 

ЧЕРЕЗ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СПОРТЕ

К ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ

 

(Конспект урока для школьников средних классов)

 

Цель: формирование у школьников установки на толерантное поведение в спортивной деятельности.

Задачи:

1. Познакомить учащихся  с понятием «толерантность».

2. Раскрыть характеристики толерантного человека.

3. Способствовать формированию умений анализировать ситуации, возникающие в спортивной деятельности, требующие проявления толерантности спортсменов и болельщиков.

 

Ход занятия

1. Введение в тему

Ведущий: сегодня мы начнём наш урок с китайской притчи, которая называется «Ладная семья». Слушайте внимательно.

 

Была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек было в этой семье, и занимала она целое село. Но особенной эта семья была не потому, что большая, а потому, что не было в ней ни ругани, ни ссор.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Решил владыка узнать у главы семьи, как добился он такого согласия. Глава семьи взял бумагу и стал писать. Затем передал лист владыке. Когда владыка развернул бумагу, на ней были написаны три слова: любовь, прощение, терпение. А в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Прочел владыка и спросил у старика: И все?  Да, – ответил старик, - это и есть основа всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: И мира тоже.

 

Ведущий: какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?

Школьники: любовь, терпение, прощение.

Ведущий: как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?

Школьники: дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…

Ведущий: всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». Вам понятно значение этого слова?

 

2. Знакомство с понятием «толерантность» (в сопровождении мультмедийной презентации).

 

СЛАЙД

16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности. «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным постижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

 

СЛАЙД

Понимание толерантности в разных языках неоднозначно. В английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим». В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».

Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности.

 

СЛАЙД

Классическая теория толерантности выражена в изречении Вольтера: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение».

 

Ведущий: Как вы понимаете представленные афоризмы?

Школьники: умный человек должен понимать других людей…

СЛАЙД

В современной российской реальности мы постоянно сталкиваемся с теми или иными моделями поведения. К сожалению, в последнее время, доминирует агрессивность как форма достижения целей. Противостоять этому может поведение, основанное на толерантности как определенного способа деятельности и поведения. В этой связи, немаловажное значение имеют принципы толерантности, их содержание и формы реализации в повседневной жизни каждого человека, который уважает себя и других, является законопослушным и выступает против применения силовых методов в разрешении конфликтных ситуаций.

Толерантность как норма поведения человека на первое место выдвигает такие характеристики как: мировоззренческая и психологическая открытость; стойкость и мужество при определенном выборе или принятии какого-либо решения; дисциплинированность и ответственность.

 

Ведущий: Итак, мы с вами выяснили, что толерантность включает в себя признание права людей быть другим. А чем люди могут отличаться друг от друга?

Школьники: языком, религией, традициями, возрастом, полом, интересами, мнениями, цветом кожи, внешним видом…

Ведущий: Давайте посмотрим чем мы с вами похожи, а чем отличаемся друг от друга.

 

3. Игра «Домино».

Задачи игры:

·       создать в группе атмосферу открытости;

·       позволить участникам открыто говорить о себе;

·       показать, что в группе между участниками существуют как различия, так и объединяющие их вещи;

Правила игры. Первый участник (желательно - ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики - «С одной стороны, я ношу очки, с другой - люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны - у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино - можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т.д.

Вопросы для обсуждения:

·       что участники чувствовали, пока ждали, что к ним кто-нибудь «прицепится»;

·       старались ли они называть самые распространенные характеристики или, наоборот, им хотелось чем-то выделиться;

·       что нового они узнали друг о друге;

·       что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них;

·       что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож;

·       хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?

 

4. Знакомство с основными понятиями, связанными с проявлением нетерпимости (в сопровождении мультмедийной презентации).

 

Толерантность как многомерная характеристика личности не присуща человеку изначально, и может никогда не появиться, не будучи специально воспитана, сформирована. Воспитание толерантности предусматривает отказ от социальных предубеждений в пользу объективного, трезвого отношения к любому человеку вне зависимости от его индивидуальных особенностей.

Очевидно, что источником современных социальных катаклизмов является сам человек, особенности его отношения к другим людям, сопряженные с особенностями отношения человека к самому себе. Сегодня наиболее цивилизованная часть мирового сообщества осознала угрозу интолерантности. Формы проявления интолерантности (нетерпимости) могут быть разными.

 

СЛАЙД

Ксенофобия - любая постоянная ненависть к иностранцам.

Дискриминация – ограничение в правах части населения по расовому, национальному или религиозному признакам.

Нацизм – крайняя форма экстремизма, основанная на национальном признаке, господство над другими нациями (фашизм).

Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам. Одно из тягчайших преступлений человечества.

Расизм - идеология, в основе которой лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас.

 

СЛАЙД

Фактические материалы, накопление современными общественными и естественными науками (антропологией, этнографией, расоведением и др.), изучающими расы и народы, показали полную несостоятельность расизма. Они выявили доказательства общего происхождения людей разных рас, т.е. все люди произошли от одного общего предка. Против расизма свидетельствуют также экономические и культурные успехи других государств, население которых принадлежит к разным расам.

 

Дискуссия. Примеры из жизни.

 

Ведущий: Давайте посмотрим, поняли ли вы, что такое толерантность.

 

5. Упражнение «Линейка»

 

Ведущий: У двери класса встаньте те, кто считает, что для человека характерно «неприятие, отвержение других; представление о том, что ты, твоя страна, твои традиции лучше других». А у окна – те, кто считает, что для человек должен абсолютно принимать мнения других, отказываться от своего мнения, своих традиций. Вы можете занять и промежуточную позицию, ближе к тому или другому полюсу (учащиеся располагаются в классе согласно своему решению, далее проводится опрос отдельных учащихся о причине их выбора).

Правы оказались те, кто занял промежуточное положение, но ближе к окну. Оно означает, что толерантный человек может иметь и отстаивать свое мнение, но в тоже время с уважением относиться к мнению других.

А как ведет себя не толерантный человек? Он позволяет себе: оскорбления, насмешки, предубеждение.

Позицию человека по отношению к другому можно отразить в следующих вариантах:

«Я хороший – ты плохой»;

«Я плохой – ты хороший»;

«Я плохой – ты плохой»;

«Я хороший – ты хороший».

Последний вариант отражает позицию толерантного человека. То есть первый шаг к развитию толерантности – уважение к себе, своей стране, своим традициям.

 

6. Обсуждение проблемы толерантности в спорте (в сопровождении мультмедийной презентации)

 

СЛАЙД

Спорт, являющийся своеобразным универсальным языком человеческого общения способен стать мощным средством укрепления мира, толерантности и взаимопонимания. Благодаря своей способности объединять людей, невзирая на границы, культуры и религии, он может способствовать терпимости и примирению. 

Очередным доказательством того, что спорт способствует развитию этнической толерантности, является возможность спортсменов разных национальностей возвысить статус своего народа, своей страны на мировой арене. Заслуги отдельных выдающихся спортсменов и спортивных команд становятся не только знаменательными событиями в жизни их стран и регионов, но и делают их, в определенной степени, знаковыми фигурами в судьбе народов и этнических групп. Такие спортсмены при жизни становятся символами национальной гордости своих народов, кумирами целых поколений зрителей и болельщиков.

 

СЛАЙД

Европейская футбольная арена является одной из самых престижных в мире и привлекает внимание сотен миллионов болельщиков. В составе высших лиг европейского футбола играют спортсмены со всех концов света, что делает футбол во многих странах Европы подлинно многонациональным видом спорта, отличающимся огромным этническим разнообразием. При этом, несмотря на высочайшее спортивное мастерство футбольных звезд из Африки, Южной и Северной Америки, Азии, Австралии и всех уголков Европы, расизм продолжает омрачать радость игры, как профессионалам, так и любителям.

 

СЛАЙД

Расизм – явление, полностью противоречащее идеологии футбола, игры миллионов. Но, несмотря на это, очаги расовой дискриминации вновь и вновь вспыхивают на стадионах мира – там, где живёт футбол. Проблема эта наиболее актуальна для европейских турниров, проводящихся под эгидой УЕФА, и Россия, увы, исключением не является.

 

СЛАЙД

2 июля 2009 года исполнительный комитет союза европейских футбольных ассоциаций  (УЕФА) на заседании в Вильнюсе разрешил рефери останавливать матч из-за расистских выходок болельщиков.

 

СЛАЙД

В январе 2013 года товарищеский матч между клубом «Про-Патриа», выступающем в четвертом по силе дивизионе чемпионата Италии, и «Миланом» на стадионе «Карло Сперони» был прерван на 26-й минуте. Полузащитник вице-чемпионов Италии Кевин-Принс Боатенг, в адрес которого с трибун с первых минут неслись оскорбления расистского характера, снял футболку и покинул поле. К нему присоединились и остальные игроки гостей. 

 

СЛАЙД

Темнокожие футболисты, выступающие в чемпионате России, приняли участие в акции, которая посвящена борьбе с расизмом. Футболисты снялись в ролике телеканала «Дождь» в рамках дня борьбы с расизмом в российском футболе.

 

Ведущий: Давайте посмотрим этот ролик.

Просмотр видеоролика «День борьбы с расизмом в российском футболе»

 

Ведущий: Что вы можете сказать о том, что мы сейчас с вами видели?

 

7. Обсуждение деятельности футбольного клуба «Зенит» в борьбе против расизма (в сопровождении мультмедийной презентации)

 

СЛАЙД

Ведущий: В нашем городе все любители футбола болеют за свою команду – «Зенит». Футбольный клуб «Зенит», как и клубы других команд, борется с расизмом.

 

СЛАЙД

Основой политики, реализуемой футбольным клубом «Зенит», всегда была и остается цель оставить хулиганство и расизм за пределами стадиона, за пределами футбола.

Под знаменами футбольного клуба «Зенит» объединены футболисты и болельщики из десятков разных стран, разных национальностей и религий. Футбольный клуб «Зенит» уверен, что толерантность — единственно возможный принцип развития футбола и спорта вообще.

 

Ведущий: Давайте посмотрим, представители каких стран выступают за команду «Зенит».

 

Игра «Все флаги в гости к нам!»

 

Школьникам раздаются контурные карты мира. На доске вывешивается политическая карта мира. Учащиеся должны закрасить цветными фломастерами те страны, из которых приехали игроки, входящие в состав «Зенита».

 

Ведущий: Какие разные страны представляют игроки «Зенита». Расскажите, в какую страну вы хотели бы поехать на экскурсию? Почему?

 

СЛАЙД

Футбольный клуб «Зенит» всегда поддерживает принципы толерантности и равных возможностей в рамках как собственных, так и сторонних спортивных и общественных мероприятий. Тренер команды – итальянец Лучано Спаллетти тренировал спортсменов разных стран и считает, что футбол должен противостоять расизму. 

 

СЛАЙД

Футбольный клуб «Зенит» считает, что вокруг клуба и на стадионе объединяются люди, болельщики, для которых интерес к футболу является важнейшим, что от сектора к сектору объединены зрители, уверенные, что расизму не место ни в футболе, ни в обществе вообще. Клуб всеми своими действиями, проводимыми мероприятиями доказывает единственно возможную форму противоборства — спортивные соревнования, построенные на принципах дружбы и толерантности.

 

СЛАЙД

Клуб настроен решительно по отношению к болельщикам, проявляющим неуважение к спортсменам и болельщикам других национальностей и вероисповеданий. Клуб считает, что подобным лицам не место на стадионе, и принимает все меры по выявлению подобных случаев, применяя к провинившимся зрителям самые жесткие санкции.

В апреле 2011 года был снят видеоролик «Расизм – это свинство». Ролик выпущен в рамках антирасистской кампании.

 

Ведущий: Давайте посмотрим этот ролик.

 

Просмотр видеоролика «Расизм – это свинство»

 

Ведущий: Что вы можете сказать о том, что мы сейчас с вами видели?

СЛАЙД

Для того, чтобы показать, что сине-бело-голубые противостоят расизму, которому нет места в спорте, футбольный клуб «Зенит» представили клип «Пушкинский рэп».

 

Ведущий: Давайте мы посмотрим этот клип.

 

Просмотр клипа «Пушкинский рэп»

 

Ведущий:

Что вы можете сказать о том, что мы сейчас с вами видели?

Александр Сергеевич Пушкин – русский поэт?

Как вы думаете, мог ли А.С. Пушкин в свое время подвергаться нападкам расистов?

Можно ли сравнить расизм в литературе и расизм в спорте?

 

9. Творческое задание – создание эмблемы «Толерантность в спорте»

 

Цель: обобщение понятия толерантности с позиции группы.

Технология выполнения задания: учащиеся объединяются в микрогруппы. Их задача – нарисовать эмблему толерантности в спорте.

После выполнения задания, представители от каждой команды демонстрируют и поясняют свои рисунки.

 

10. Закрепление темы.

 

Ведущий: Подводя итоги, хочется сказать, что расизм является антигуманной, противоправной формой выражения своего господства над другим человеком. Это может быть и обидное слово … и смерть ни в чем неповинного человека. Давайте же задумайся, каковы последствия расизма в спорте?

Оскорбление спортсменов, драки на стадионах, которые перерастают в  массовые драки на улицах, формирование отдельных банд, сект, партий. В конечном же счете, это все может привести к национальным конфликтам, вследствие которой пострадает каждый человек! Так задумаемся, надо ли нам это?

 

СЛАЙД

Спорт, как и культура в целом, является одним из наиболее цивилизованных способов взаимоотношений людей в обществе. Влияние спорта в современном мире огромно. Его значительный миротворческий ресурс дает возможность надеяться, что спорт, как часть общечеловеческой культуры, в XXI столетии будет способствовать расширению диалога между людьми, не взирая на расу, вероисповедание, культуру, а также какие-либо недостатки. И с дальнейшим развитием спорта толерантность, терпимость к «другому» будет все больше укреплять свои позиции в умах и сердцах людей всей планеты.

 

11. Рефлексия. Упражнение «Клубок»

 

Ведущий предлагает образовать круг. С помощью упражнения подводятся итоги урока.

Каждый участник называет то, что ему понравилось сегодня, говорит, что нового узнал на уроке, что ему удалось, а что не удалось сделать во время урока и почему. После чего клубок передается соседу, и так, пока не замкнется круг.

Последним участником, которому передают клубок, является ведущий, он говорит слова благодарности учащимся за их активность, предлагает продолжать размышлять на тему толерантности в спорте самостоятельно.

 

 

Категория: Введение в специальность | Добавил: Filiso
Просмотров: 1569 | Загрузок: 25 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: